Начало | История | 967(ТПК) | 969А | 969М | 1302 | 1301 | Прото | Моё | Ссылки | Остальное...

Призрак российского проселка

Статья из журнала "5-е колесо" №7 за 1996 г.

Автор Дмитрий Федоров, фотограф Александр Васильев

Не везет автомобилям с берегов Невы. Что сто лет назад, когда Николай II, осмотрев самобеглую коляску двух питербуржцев, Яковлева и Фрезе, буркнул "За границей лучше делают". Что сейчас, когда почти век спустя группа самородков выкатила из своей мастерской разработку, предвосхитившую целое направление современного автомобилестроения.

Взгляните на снимки. Перед вами образец легкого джипа "Прото". Свежо? Интересно? Красиво, наконец? Внешне формы достаточно просты, но в то же время нетривиальны. Результат достигнут стилистическими нюансами. Ломаная поясная линия разбивает плоские панели кузова, добавляя силуэту машины динамичности, а складочки на передних и задних крыльях логически завершают зрительную мобильность стайлинга, заставляя воспринимать все элементы целиком. Мягкие по форме и содержанию бамперы совсем не утяжеляют общую композицию, несмотря на темную окраску. А дополнительные вертикальные подштамповки по переднему буферу вкупе с мощным "кенгурятником" добавляют маленькому автомобилю необходимую толику злобности. Обратив внимание на передние поворотники, причудливо обосновавшиеся по углам капота, ловишь себя на мысли, что здесь не обошлось без иррационального подхода матери-природы. Уж больно завораживающе и необычно они вживлены в плавные обводы передка, словно мерцающие глаза глубоководных рыб. Кстати, свободному полету фантазии художника-стилиста немало способствовала конструкция кузова, состоящего из стального штампованного каркаса и навешенных на него пластмассовых легкосьемных панелей.

Очень красив и вместе с тем практичен решенный в светлых тонах салон. По внутреннему объему он близок к "восьмерочному", притом что сама машина - размером с ЛуАЗ. Современны округлые линии передней панели, консоли и особенно щитка приборов, обособленно возвышающегося над всем остальным хозяйством. О нем вообще разговор особый. Его просто хочется взять и унести домой, чтобы потом небрежно показывать гостям: "А вот эта модерновая штучка - с моего нового джипа!".Формы щитка приборов могут поспорить разве что с дизайном японских переносных(не автомобильных) магнитол - настолько его стайлинг целостен и закончен. Только, боюсь, моя ода промышленному искусству окажется незавершенной. И виной тому -рулевое колесо, до боли знакомое по тольяттинским "Самарам". Сюда просится нечто иное, что, впрочем, и предполагалось поначалу, но об этом позже.

Идем дальше. Задние сиденья раздельные, позволяющие, сдвинув их вперед на100 мм, оборудовать комфортабельные спальные места, или, сложив вместе, а быть может, поодиночке, образовать грузовую площадку. Если этого покажется мало, снимаем заднюю часть крыши, легким движением рук превратив джип в некое подобие пикапа без торцевой стенки кабины. Безопасность обеспечит массивная дуга безопасности за передней частью салона. 

Перейдем к агрегатам. Под интегральным капотом (откидывающимся вместе с крыльями) скрывается старый знакомый -"таврический" движок МеМЗ-245. А вот трансмиссия полностью оригинальна. Коробка передач 6-ступенчатая, синхронизированная, причем две первые передачи - понижающие. Так как в схеме отсутствует межосевой дифференциал, подключение переднего моста возможно лишь в режиме езды по бездорожью. Интересной особенностью являются шарниры равных угловых скоростей, примененные в приводе не только передних (независимых, подвешенных на стойках типа McPherson), но и задних колес. Довольно необычна для джипа и задняя пружинная зависимая подвеска De Dion, где главная передача закреплена на кузове через шумоизолирующие элементы. На данную схему пошли ради уменьшения погрузочной высоты. Но, кроме ровного пола, простирающегося вплоть до передних сидений, удалось выиграть и место для бензобака объемом 42 литра. Силовой агрегат, передняя подвеска и главная передача - единый узел, смонтированный на отдельном подрамнике. То есть всю механику в сборе можно выкатить из-под автомобиля, не производя полной разборки кузова. 

Здесь мы подошли к самой загадочной части нашего рассказа. Скажите навскидку, сколько лет этой машине? Год? Два?.. Восемь! Причем она проектировалась подсмену "коробочке" ЛуАЗ-969М. Зато ныне видно невооруженным глазом, что, сами того не ведая, проектировщики попали со своей разработкой в тогда еще только намечавшийся сектор автомобилей для активного отдыха. Они построили пляжный джип, подразумевая джип-работягу. Попади он на европейский рынок в конце восьмидесятых, фурор был бы обеспечен. К чему слова? Просто сравните "Прото" с его ровесником Suzuki Vitara. Кто смотрится выигрышней? 

А теперь пора представить основных создателей. Руководитель проекта Геннадий Хаинов, дизайнеры А. Костевич и А. Сунтеев. Да-да, это тот самый Гена Хаинов, который со своим другом Димой Парфеновым сотворил в продуваемом ветхом сарае красавиц-двойняшек "Лаур", обративших на себя внимание самого генсека Горбачева, приказавшего впоследствии обеспечить молодым талантам условия для дальнейшей творческой работы. Тогда НАМИ специально под них организовал в Ленинграде небольшую (с первоначальным штатом шесть человек) лабораторию макетирования перспективных автомобилей. 

История же "Прото" такова. Минавтосельхозмаш приказал создать небольшой джип для крестьянина с возможностью поставить машину на конвейер Луцкого автозавода. Волыняне уже вовсю работали над собственной версией, но конкурс - это же было так в духе времени! Хаинов с коллегами джип сделали, хотя условия поставлены были жесткие не только по срокам. При строго оговоренных габаритах салон будущей машины должен был обладать максимальной вместительностью. Ради повышения экономичности следовало подвергнуть ревизии трансмиссию, к тому же не забывать о надежности, ремонтопригодности, проходимости, возможности трансформации салона и кузова. 

Приступив к разработке в начале 1988года, закончили первый и, как потом оказалось, единственный образец летом следующего. Маленько не хватило времени на проработку мелочей. Поэтому руль пришлось взять от ВАЗ-2108, а перчаточный ящик просто обозначили контурами. 

Вообще-то данный экземпляр считался макетным, промежуточным. Следовательно, подобные местные недоработки выглядели непринципиально. Конструкторы даже пошли на инициативу, заложив вторую машину (к сожалению, работу над ней впоследствии остановили) уже на базе агрегатов ВАЗовского переднеприводного семейства - запаса мощности движка "Таврии" все-таки не хватало. Уверенности в светлом будущем детища придавали непрестанные требования Москвы отчитываться о проделанной работе. 

В середине 89-го "Прото" увезли к отцу-покровителю - в головной институт нашей автопромышленности, московский НАМИ. Но через неделю питерскую разработку отослали обратно, не проведя никаких испытаний. Сейчас довольно трудно выяснить причины столь небрежного отношения к перспективной машине. Возможно, кто-то наверху неожиданно понял, что Луцкий автозавод никогда не освоит такой автомобиль (как, впрочем, не освоил до сих пор и собственный ЛуАЗ-1301).

Тогда, летом 89-го, они случайно встретились в НАМИ - новый ЛуАЗ и "Прото". Несмотря на некоторые общие конструктивные черты, вызванные одинаковым проектным заданием, машины оказались совершенно разными. Кто из них выглядит и сейчас довольно свежо, а кто производит впечатление самоделки, судите сами. 

Питерский джип оказался даже практичнее "украинца" - в луцкой машине зачем-то применили изменяемый посредством пневмобаллонов дорожный просвет, явно не рассчитанный на технологию бывшего завода автомобильных фургонов, коим являлся ЛуАЗ до производства "волынянок". Налицо были местечковые потуги на оригинальность в ущерб интересам будущего потребителя. ЛуАЗ-1301 до сих пор возят по выставкам и салонам в качестве"ближайшей перспективы" -уже восьмой год подряд. А "Прото", к сожалению, стал последней разработкой ленинградской лаборатории. К внутренним конфликтам, возможным в любом коллективе, добавилась усталость от осознания того, что все работы рано или поздно окажутся на свалке. 

В 1989 году, открывая цикл статей о советской автопромышленности, гамбургский еженедельник Auto Bild вынес почти на целый разворот фотографию "Прото", буксующего в зыбком песке. Снимок оказался пророческим... 

Начало | История | 967(ТПК) | 969А | 969М | 1302 | 1301 | Прото | Моё | Ссылки | Остальное...

TopList

Дизайн и поддержка – DK99

Хостинг от uCoz